образовательные веб-кейсы


Метод case-study для дошкольников


 Сущностью кейс-технологий является анализ проблемных ситуаций. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство.



Давайте попробуем разобраться что-же это за технология и как её можно применить в работе с дошкольниками



Кейс-технология в образовании: общая характеристика.
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций учащиеся осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные управленческие решения. Главной особенностью метода выступает процесс изучения прецедентов, другими словами, практических ситуаций, имевших место в прошлом.
Кейс-технология в образовании: что это такое?
 Его суть заключается в организации процесса обучения посредством применения описаний конкретных ситуаций. Кейс-технология в образовании предполагает осмысление учащимися реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы. Сама же проблема однозначных решений не имеет. В кейсе действия или представляются в описании, которые впоследствии необходимо осмыслить (эффективность, последствия), или они предлагаются как способ разрешения проблем. Однако при любом исходе выработка модели конкретного практического действия всегда представляется в качестве эффективного средства образования профессиональных качеств учащихся. Кейс-технология в образовании – инструмент, который позволяет применить имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Данный метод дает возможность развить у студентов самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою. Посредством кейс–технологии учащиеся имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.
Требования, которым должен удовлетворять хороший кейс.
 Кейс-технология в образовании – пример, заимствованный из реального бизнеса, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:
- соответствовать четко сформулированной цели создания;
- иллюстрировать ряд аспектов именно экономической жизни; быть актуальным; способствовать развитию аналитического мышления;
- иметь разные вариации решения;
- располагать соответствующим уровнем трудности;
- не устаревать быстрыми темпами;
-  отображать типичные ситуации; приводить к дискуссии.
 Суть обучения посредством рассматриваемого метода заключается в предложении каждым студентом своих вариантов на основании имеющегося у него багажа знаний и практического опыта, интуиции. К примеру, кто-то посчитает изменение семейного положения руководителя компании незначительной деталью, другой же, руководствуясь своим опытом, посчитает данный факт определяющим.
Отличительные признаки рассматриваемого метода
Известно, что их шесть:
 - Коллективная выработка рациональных решений.
- Наличие единой цели.
- Присутствие управляемого эмоционального напряжения воспитанников
-  Наличие модели именно социально-экономической системы, чье состояние рассматривается в определенный дискретный временной период.
- Многовариантность решений (единое решение принципиально отсутствует).
- Присутствие системы коллективного оценивания деятельности.

Кейс-технология в образовании (в начальной школе или ДОУ, например) – это обобщенное название обучающих технологий, которые представляют собой методы по анализу ситуаций.
Она предполагает существенную индивидуализацию всего учебного процесса на базе активной позиции со стороны учащихся в рамках обучения.
Так, принцип технологии заключается в составлении индивидуального плана в самом начале обучения, предоставлении каждому обучающемуся кейса, который содержит пакет правил, учебных карт, рекомендаций по ознакомлению с учебным материалом, а также контрольные вопросы, тесты для самопроверки, творческие, практические задания.
Разрабатываются так называемые квесты (игровая форма задания) в целях максимальной интеграции интернета в разные учебные предметы. Они охватывают отдельно взятую проблему, тему, учебный предмет. Результат их работы – подготовка воспитанниками презентаций или какой-либо и итоговой коллективной или индивидуальной работы.
Задания для квестов
Они могут быть в виде:
-  пересказа – демонстрации осознания изученной темы на базе представления материалов, собранных из разного рода источников, в другой форме: рассказа, презентации, плаката;
- планирования, проектирования – разработки проекта либо плана на базе заданных условий;
- творческого задания – творческой работы конкретного жанра: видеоролика, стихотворения;
- оценки – обоснования конкретной точки зрения;
- разных исследований – изучения разного рода явлений, фактов, открытий на базе уникальных онлайн-источников.
Освоение речевого этикета детьми дошкольного возраста посредством рассматриваемого метода .
Стоит напомнить, что речевой этикет – это ряд правил речевого поведения, которые определяются взаимоотношениями говорящих, исходя из обстановки общения. Он включает в себя: обращение, приветствие, знакомство, привлечение внимания, просьбу, приглашение, отказ, согласие, жалобу, извинение, сочувствие, поздравление, неодобрение, благодарность, прощение, прочее.
Формирование его навыков выступает неотъемлемой частью общей работы в отношении развития детской речи. Главное направление деятельности – обогащение речи словами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении. Внедрение в речь дошкольников ряда этикетных слов и обогащает активный словарь, и воспитывает внимательность в употреблении данных форм, выражений, помогает подбирать уместные языковые средства в конкретной ситуации.
Кейс-технологии в дошкольном образовании позволяют сформировать все 3 главных компонента речевого этикета:
- Овладение различными вариантами формул.
- Более подробное их «развертывание».
- Сопровождение формул доброжелательной интонацией, приветливой мимикой.
Кейс-ситуация – кейс, в рамках которого описана конкретная ситуация, сформулирована проблема, предложено найти путь ее решения. Дошкольники после ознакомления с проблемой самостоятельно проводят анализ ситуации, затем диагностируют проблему, озвучивают идеи, решения в ходе общения со сверстниками.
Методы кейс-технологии
Их шесть:
- метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
 - игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
- метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
-  ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
- кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
- метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).



ПОДРОБНЕЕ о том, что такое образовательный кейс можно почитать ЗДЕСЬ


Презентация "Кейс-технологии в образовательном процессе ДОУ"

Презентация "Использование интерактивных форм работы при ыформировании познавательных интересов дошкольников"

Презентация "Использование интерактивных методов и приемов в дошкольном учреждении"

Пример  кейса   Интерес к книге у дошкольников 







Комментариев нет:

Отправить комментарий